Конечно же, шансы очень маленькие. Ну какие теракты, какие перестрелки? Главная причина смерти в мире – заболевания сердца. Потом идут рак, диабет, туберкулез, врачебные ошибки (угу), ДТП, суициды…
От насильственных преступлений гибнет исчезающе малая доля населения. Вероятность быть сбитым машиной куда выше, чем зарезанным, застреленным, взорванным и т.д.
Так нафига готовиться к такому? Вот смотрите: график, кривая, колокол Гаусса, среднестатистическая вероятность…
Угу.
Только в жизни все не так.
Три крупных инцидента в США за последнюю неделю. Автомобиль врезается в толпу в Нью-Йорке, расстрел в «Уоллмарте» в Колорадо, 27 убитых в баптисткой цервки в Техасе.
А у нас? Расстрелы автомобилей, метание гранат, поножовщины даже в расчет не берем. Ежедневный выпуск новостей.
Статистика, говорите? Кривая Гаусса?
Скажите это жертвам.
Нассим Талеб в «Черном лебеде» убедительно доказывает, что помимо событий вероятных и обыденных существуют так же события маловероятные – но с катастрофическими последствиями для участников.
И они таки случаются.
Ну кто предвидел 11 сентября? Да быть такого не могло! И кто, выходя из дома утром, задумывается, что сегодня с ним может произойти что-то плохое? Да быть такого не может!
А потом – бац! И, оказывается, может. А мы, естественно не готовы.
Как к такому быть готовым? Ну, для начала забыть про статистику. Принять факт существования «черных лебедей». Спросить себя: какую часть своей жизни я готов потратить на подготовку к немыслимому, маловероятному событию, способному меня убить?
Ответ прост.
Даже если меч понадобится лишь раз в жизни, носить его надо всю жизнь.
Ношение меча – подготовка к маловероятному событию – это, по терминологии Талеба, «опцион на выживание», когда черный лебедь клюнет в темечко.